Новости

Радоница, как особый день поминовения всех усопших

Поминовение усопших во вторник Фоминой недели объясняется тем, что в воскресенье апостола Фомы вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад ко всем от века усопшим. Кроме того, с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших. Таким образом, христиане в этот день могут разделить свою пасхальную радость со всеми усопшими близкими (отсюда другое название праздника – Радоница).

Проблема современного христианина заключается в том, что вторник не является выходным и возможности прийти на Радоницу на службу или посетить могилы родных ограничены. Но, тем не менее, лучше не нарушать установление Церкви и не идти на могилы в дни особого торжества о Воскресшем Христе – в Фомино воскресение и уж, тем более, в сам день Пасхи. Любой христианин может заказать поминовение на этот день заранее и самому помолиться келейно, а посетить храм и кладбище можно в любой день, начиная с Радоницы.

Древность поминовения умерших в день Радоницы подтверждается свидетельствами святых Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста, который так говорит о поминовении усопших после Пасхи: «Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы».

Именно этот день установлен Святой Церковью для первого после Великого поста поминовения усопших. Устраиваемые в самый день Пасхи и во всю светлую седмицу «поминки» на кладбище не приносят пользы ни поминаемым, ни поминающим.

Поминовение усопших имеет огромное значение и для тех, кто закончил свой земной путь, и для самих молящихся. Для умерших родных или знакомых важно то, что по молитвам Церкви может улучшиться или даже радикально измениться их посмертная участь. А для молитвенников на земле их труд становится исполнением важнейшей Христовой заповеди – о любви к ближним; и, конечно, сам по себе он достоин награды.

Начав молитвенное поминовение усопших, важно не оставлять этот благодатный труд. В конце Светлой Четыредесятницы (т.е. через сорок дней со дня Пасхи) Церковь установила еще один день особого поминовения усопших в Троицкую родительскую субботу, которая восходит также ко временам апостольским. Объяснение этому находим в содержании праздника и косвенно – в словах апостола Петра, который в день первой христианской Пятидесятницы говорит о Воскресшем Спасителе: Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти) (Деян. 2; 24). В Постановлениях апостольских также говорится, что «Апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых» (книга 5-я, глава 19). В День Пятидесятницы освящающая и совершительная сила Животворящего Пресвятого Духа излилась не только на живущих, но и на умерших. Поэтому и Святая Церковь в День Пятидесятницы молится о всех усопших отцах и братьях.

В годовом богослужебном круге существует еще несколько дней особого поминовения усопших. О них можно узнать в «Справочнике православного человека», доступного к прочтению на многих православных сайтах.

В статье использованы материалы книги «Диакон Вячеслав Пономарев. Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви»