Проповеди викария

Епископ Павлово-Посадский Силуан выступил с докладом на очередном Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

25 сентября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.

В президиуме заседания присутствовали: Святейший Патриарх Кирилл; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монпстыря; заместитель председателя отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа).

В собрании приняли участие ряд архиереев, игумены и игумении монастырей из епархий Русской Православной Церкви.

Одним из докладчиков Собрания был епископ Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Тема выступления владыки:

«Монашеское послушание как аскетическое творчество».

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Несколько мыслей владыки по заданной теме:

❇️послушание, являясь общехристианской добродетелью, в монашестве приобретает «всеобъемлющий и категорический характер», становится «краеугольным камнем всего здания иноческого подвига».

❇️Преосвященный владыка уподобил послушание хождению по водам апостола Петра ‒ успех духовного делания возможен только при абсолютном доверии Богу.

Именно полное доверие Богу совершает в послушнике благодатный поворот ‒ метанию (μετάνοια) и утверждает в его сердце покаяние и любовь. Послушание ‒ это приведение всего своего внутреннего устроения «в ритм Божественного Промысла», постоянный поиск единственно верного ‒ угодного Богу ‒ решения, поскольку в мире, лежащем во зле, не может быть идеальных условий для познания воли Божией.

❇️Взаимоотношения наставника и ученика невозможно свести только к человеческому измерению.

Послушание должно быть направлено, в конечном счете, на исполнение не человеческой воли наставника, а воли Божией, познаваемой через старца. При этом и сам старец включается в ту же «стихию послушания», смиренно стараясь познать волю Божию о своем чаде.

Именно богочеловеческая природа послушания может восполнить неизбежные недостатки и ошибки духовного руководителя, если послушник научится «соборному видению» руководства своим духовным ростом и будет опираться на авторитет не только своего пастыря, но и братии во Христе, и Святой Церкви.

Источник новости