9-го апреля вечернее богослужение в храме Иоанна Воина возглавил настоятель – епископ Павлово-Посадский Силуан. На малом повечерии Недели ваий владыка-настоятель прочитал трипеснец св. Андрея Критского (в Великий понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом), а затем обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.
«Дорогие братья и сёстры! Мы с вами начинаем Страстную седмицу, которая завершается Пасхой Крестной, а за ней уже следует Пасха Воскресения.
И в эти особенные дни мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя мира перед Его вольными страданиями и Крестной смертью, которую Он подъял ради нашего с вами спасения. Ибо, будучи Богом, мог в любой момент остановить происходящее. И это придаёт особую ценность Его жертве. Ибо эта жертва абсолютно добровольная. Ничто, ни на йоту не связывало свободы Богочеловека.
Велико то, чтобы с терпением нести невольные страдания, которые от нас не зависят, которые мы не можем остановить. Но даже, если такие страдания со смирением и терпением человек, уповая на Бога, несёт по своему жизненному пути, то не останется без небесной награды. А Господь и Спаситель мира совершал Свой Крестный подвиг абсолютно добровольно. Потому Он и сказал Пилату, что тот, будучи представителем великой Римской империи, не имеет над Ним никакой власти.
И вот сегодня, в первый день Страстной седмицы, Святая Церковь предлагает нам вспомнить одно из событий последних дней, а именно – проклятие бесплодной смоковницы. А вместе с этим вспомнить и о ветхозаветном патриархе Иосифе, который, по мысли Церкви, является прообразом Христа. Так же, как Христос, он был продан своими братьями в рабство. Это был аналог смерти; разве что, жизнь у него не отняли. Но что за жизнь в рабстве?! Итак, оказавшись в Египте, он претерпевал немало искушений, причём таких искушений, перед которыми мало кто может устоять. Но он сохранил и целомудрие, и доверие к Богу, и любовь к своим братьям. Он явил ту мудрость, которой наделил его Господь, в Египте; спас эту страну от голода, и привлёк туда своих сродников, весь свой род, во главе со своим отцом – патриархом Иаковом. И таким образом спас этот богоизбранный род от неминуемой гибели.
Так же и Господь – пришёл ко своим, пришёл к своему народу, который всем был Ему обязан. В Священном Писании устами одного из пророков Он говорит, что избрал этот народ не потому, что он был каким-то выдающимся, а именно потому, что был самым немощным и уничиженным. И чтобы благодаря именно этому уничижению для всех была очевидна та сила Божия, которая совершалась в истории богоизбранного народа. Не своею силою побеждал он врагов и преодолевал все испытания, а Божией силой. И вот к этому народу, который был всем Ему обязан, Господь приходит, а народ Его не принимает… Причём, приходит не как друг, как один из них, как благодетель, Который врачует недуги, Который алчущих кормит, Который утешает и изгоняет бесов, Который вдохновляет Своим удивительным словом. За Ним ходили толпы, вдохновлённые Его учением. И где теперь, у Креста, эти толпы? Все расточились. Ученики и друзья разбежались, а большинство переменило милость на гнев, ещё вчера, возглашая «осанна», а ныне крича «распни».
Но, подобно Иосифу, Господь не вершит суд над этим народом, а, пройдя через Крестную смерть и Воскресение, открывает для народа Своего дар вечной жизни. И тот, кто из этого народа захотел воспринять этот дар, тот вошёл уже в новозаветную Церковь – Церковь Христову, ту Церковь, которая является подлинной наследницей церкви ветхозаветной, ту Церковь, которая только и имеет право называться Новым Израилем, то есть богоизбранным народом.
А остальные, даже если они сохраняют некую религиозную традицию, уподобляются бесплодной смоковнице. Смоковница была живой, она имела листья, но смысл смоковницы не в листьях, а в плодах.
Вот, точно так же и жизнь человеческая имеет свой смысл не во внешнем её оформлении, а в духовном плоде. Если мы, будучи верующими людьми, ходим в храм, исповедуемся и причащаемся, то есть, казалось бы, являемся не только верующими, но и церковными, но при этом, не имеем в себе ни силы долготерпения, ни христоподобного смирения, ни любви к врагам, то мы – бесплодная смоковница, которая, по внешности, напоминает собою некий образ христианской жизни, но силы этой жизни в себе не имеет.
Образ проклятой смоковницы демонстрирует не жестокость Богочеловека, что Он живое дерево проклял. Нет! На этом примере Господь удостоверяет нас в нашей участи, если мы ничем не будем в своём духовном устроении отличаться от этой смоковницы. Проклиная смоковницу, Он о нас болел Своим сердцем! Потому что образ остаётся в сознании навсегда, он иллюстрирует отвлечённые истины. Когда мы эти истины слышим – о том, как надо жить – это одно, а когда видим своими глазами некий образ, который выражает те же самые истины, но иначе, наглядно, тогда это остаётся в сознании на всю жизнь, и потом становится предметом для размышления, осознания, покаяния. На этом построена любая педагогическая система: лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.
Вот и Господь – великий Педагог – выражает в этой проклятой смоковнице главный принцип духовной жизни. Этот принцип в том, что духовная жизнь должна быть ориентирована на цель, не довольствоваться формой, а преследовать стяжание духовного плода, то есть преображение нашего внутреннего человека по тому образу, который начертан в Евангелии.
Мы не должны думать, что этот образ для нас неприступен, что он является уделом избранных, святых. Да, он – удел святых! Но, разве, мы не читали в Священном Писании, что все вы род избранный, народ святой, царственное священство (1Пет. 2:9)?! Все мы! А, значит, для каждого из нас эта цель и поставлена.
Поэтому, духовная наша жизнь, церковная наша жизнь, и вообще, жизнь человека на земле, обретает смысл только в той мере, в какой мы приближаемся к раскрытию в себе замысла о нас Божиего. А Божий замысел прост, и в то же время бездонен:
«будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть» (Мф. 5:48).
Совершенны в любви, совершенны в вере и в верности, совершенны в терпении, совершенны в смирении, совершенны в жизни, мыслях, чувствах. Вот он – духовный плод!
Да, это невозможно одним человеческим силам, но у Бога – всё возможно! Этот плод и свидетельствует насколько мы живём жизнью Бога, той жизнью, которую Он своим Воскресением нам даровал. Вот в какой мере мы ей приобщены, в такой и видим произрастающие из неё духовные плоды. И тогда мы не будем бесплодной смоковницей в какое бы время года Господь не взыскал у нас духовных плодов. Мы всегда будем готовы отдать Ему эти плоды, явить их. И тогда Господь не проклятие нам даст, а благословение. И в этой жизни, и в будущей жизни. Аминь.»